Учащимся


Общение с помощью Интернета давно превратилось в норму повседневной жизни. За последние десять лет социальные сети, чаты, форумы стали неотъемлемой частью виртуального пространства, объединив людей из разных уголков мира. Общение в них требует от пользователей соблюдения правил сетевой этики.

В Интернете, как и при личной встрече, необходимо соблюдать нормы поведения и уметь поддерживать интересный разговор.

Социальные сети

«Одноклассники» и «Вконтакте», Facebook и MySpace — аудитории этих сайтов насчитывают десятки миллионов человек. С их помощью каждый пользователь находит друзей и родственников. Стоит только зарегистрироваться на сайте — и можно начинать общение с другими обитателями виртуальной вселенной. Однако следует помнить, что в социальных сетях действуют свои правила общения.

  1. Нельзя размещать в своем профиле социальной сети чужие фотографии без разрешения этого человека.
  2. Ни в коем случае не пересылайте другим людям информацию и изображения из закрытых профилей своих друзей, к которым имеете доступ. Ваши друзья имеют право решать, кто будет видеть эти материалы.
  3. Не регистрируйтесь под чужими именами. Если хотите сохранить инкогнито — прибегните к псевдониму. Лучше оставьте поле для фотографии пустым, не используйте чужие изображения, особенно это касается реальных людей. Если загрузка фото обязательна, используйте изображение знаменитости.
  4. Не указывайте в своем профиле неверные данные об учебных заведениях или месте работы. Другие пользователи сети будут испытывать неудобство.
  5. Не публикуйте длинных публичных сообщений другим людям. Лучше воспользоваться функцией личной переписки.
  6. Относитесь тактично к людям, которые не хотят добавлять вас в друзья. Дважды отвергнутого предложения дружбы достаточно, чтобы убедиться в том, что пользователь не хочет открывать вам свою личную информацию.
  7. При использовании вымышленного имени не сообщайте своим друзьям заведомо ложную информацию. Вымышленные данные допустимы только с точки зрения защиты личной информации, но не предназначены для обмана собеседников.

15 правил интернет-этикета, 

которые нужно запомнить раз и навсегда

Интернет-этикет, или сетевой этикет, — понятие довольно новое, но крайне необходимое. Дело в том, что, кажется, многие люди и не подозревают: правила вежливого общения действуют не только в устном разговоре, но и в соцсетях.

AdMe.ru решил перечислить основные правила сетевого этикета. Разумеется, они не являются жестко установленными, но именно по ним большинство выявляет виртуальных невежд.

·        Если вам прислали картинку, видео или текст, который вы уже видели, может быть, даже давно и неоднократно, не стоит высокомерно заявлять, что это баян. Изобразите удивление: вам это ничего не стоит, а собеседнику приятно.

·        Не устанавливайте громкие звуки на сообщения в публичных местах. На дворе уже не 2005-й, когда это означало, что вы важная персона.

·        Перед тем как перепостить материал о маленьком британском котенке, которого отдадут бесплатно новым хозяевам или усыпят, потратьте минуту на то, чтобы проверить эту информацию. В 90% случаев она будет устаревшей либо изначально фейковой.

·        Звонить по скайпу или фейстайму можно, лишь предварительно об этом предупредив.Мало ли чем мог заниматься ваш потенциальный собеседник, когда вы неожиданно решили вызвать его на видеообщение.

·        На сообщения, требующие обратной связи, желательно ответить в течение суток. Больший срок уже будет считаться грубостью.

·        Сообщения с заменой букв на похожие $имволы, написанные na translite, НА CAPS LOCK иЛи ВоТ ТаК, лучше также оставить в 2005-м.

·        Если вы стали участником неожиданно возникшего бурного обсуждения, забыли о первоначальной теме, случайно перешли на личности и никак не можете остановиться, знайте: вы стали участником флейма (от англ. flame — «пламя»). Обычно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются ничем: все участники остаются при своем мнении, разве что порождают небольшие сомнения по поводу своей адекватности у простых наблюдателей баталии.Самое разумное решение для человека, волею судьбы втянутого в такую перепалку, — это один раз максимально конструктивно выразить свою позицию и больше в дискуссию не вступать.
·        У всех в мессенджерах есть чаты, которые посвящены определенной теме. Например, рабочий чат, чат жителей подъезда, обсуждение по выбору подарка другу и так далее. С подобными обсуждениями бок о бок идет такая проблема, как оффтоп (от англ. off topic — «вне темы»). Оффтопить — значит присылать сообщения в некий тематический чат с совершенно отвлеченными вещами. Учитывая, сколько подобных диалогов в мессенджерах каждого современного человека, это дико раздражает и уже официально запрещено в некоторых группах.

·        Очень важное правило общения в соцсетях с друзьями и знакомыми: увидел пост — поддержи или пройди мимо. Ведь человек выкладывает мысли и фотографии ради удовольствия и общения, а не ради критики и негатива.

·        То же касается и публичных личностей или изданий. Если вам кто-то или что-то не нравится или разонравилось, просто отпишитесь и перестаньте это читать. Сообщать автору о том, что вы больше в нем не заинтересованы или какой он неинтересный, глупо. Автор не ставил задачи понравиться именно вам. Наверное, у него есть свой план на собственные публикации.

Вообще негативные комментарии — это интересный момент. Многие обитатели форумов и соцсетей теряют свой человеческий облик не только в телесном, но и в нравственном плане: не задумываясь хамят, оскорбляют и изображают из себя профессионалов высшего толка что в критике инди-кинематографа, что в термодинамических процессах многоступенчатого компрессора. К сожалению, происходит это оттого, что для большинства из них интернет — это единственное место, где они могут хоть каким-либо образом высказаться.

      Не выкладывайте слишком много сведений о себе. Во-первых, это выглядит навязчиво, во-вторых, всегда помните, что Facebook и так уже многое о вас знает.

·        Не стоит публиковать на стене призывы к свержению существующего строя.

·        Также не публикуйте ничего на чужой стене. Даже открытки на день рождения. На все есть личные сообщения. Все же сегодня стена воспринимается как своеобразное виртуальное лицо человека, постороннему не стоит формировать его контент.

·        И последнее: если вы столкнулись с некоей проблемой в общении в киберпространстве, просто подумайте, как бы вы поступили в реальной жизни. Правила одни и те же: вы быстро найдете решение.


Правила сетевого этикета для тех, 

кто учится онлайн

Дистанционное обучение требует не только самостоятельности и дисциплины, но и особенных норм поведения. 

Как вести себя на онлайн-уроке

Что не следует делать на онлайн-занятиях

Дистанционное обучение дарит школьникам свободу: никакой формы, дежурств по классу и оценок за поведение. Однако чтобы учиться онлайн эффективно, ученики должны быть внимательными и соблюдать на онлайн-уроках нормы, которые относятся к правилам сетевого этикета.

В нашей онлайн-школе выработаны правила поведения, которые помогают проводить занятия продуктивно. За порядком на вебинарах следят модераторы. Если ученик пренебрегает основными правилами сетевого этикета, его текстовый чат может быть на время заблокирован. В этой статье мы собрали главные рекомендации наших модераторов. Получились довольно универсальные правила, которые можно использовать при любом дистанционном формате обучения.

Как вести себя на онлайн-уроке

  • Нужно быть вежливым. Перед началом урока нужно здороваться, а в конце — прощаться с одноклассниками и преподавателями. Если ребёнок опоздал к началу занятия или вынужден покинуть чат раньше, стоит сделать это молча, не отвлекая преподавателя и других ребят. 
  • Нужно проявлять активность. Во время урока можно и нужно задавать вопросы по теме, уточнять информацию и отвечать, если учитель спрашивает. Но если ученик что-то не расслышал, не стоит тратить время на переспрашивания. Объясните ребёнку, как делать видеозапись занятия, чтобы потом пересмотреть непонятные моменты. В «Домашней школе Фоксфорда» запись ведётся автоматически и становится доступна сразу по окончании урока.   
  • Нужно уважать других. Перед началом урока и во время перерывов школьники вольны общаться на любые темы (при этом им следует помнить, что учитель тоже может читать чат). Но с появлением в кадре преподавателя все разговоры следует немедленно прекратить.
  • Писать нужно грамотно. Нормы орфографии и пунктуации следует соблюдать всегда, неважно, находится ребёнок на уроке литературы или физики. В сообщениях не рекомендуется пользоваться клавишей Caps Lock. Текст в верхнем регистре воспринимается как крик, а кричать на занятиях не следует. То же относится и к эмодзи — переизбыток «графического мусора» затрудняет понимание.

Что не следует делать на онлайн-занятиях

Соблюдая эти общепринятые нормы, ваш ребёнок сможет эффективно проводить время на онлайн-занятиях и не мешать учиться другим детям. Объясните ребёнку, что их выполнение столь же обязательно, как соблюдение правил хорошего тона в обществе:

  • Запрещается использовать бранные слова и выражения. Намеренное искажение матерных слов не делает их цензурными и не освобождает от ответственности.
  • Нельзя оскорблять других. Категорически запрещается позволять себе высказывания, оскорбляющие честь и достоинство людей (в том числе по расовому, национальному и религиозному признаку).  
  • Запрещено вступать в ссоры. Оскорбления и хамство в адрес учителя, модератора и других учеников недопустимы. Объясните ребёнку, что в случае возникновения конфликта наказаны будут все участники. Поэтому неадекватное поведение в чате лучше игнорировать и не отвлекаться от урока. Вскоре модератор удалит недопустимые сообщения. В «Экстернате Фоксфорда» все конфликты решаются вне урока при помощи наставника или обращения на электронную почту школы.
  • Не стоит выбирать нечитаемые псевдонимы — написанные транслитом, состоящие из чисел, символов, а также содержащие оскорбления и нецензурные слова. Ребёнок должен понимать, что псевдонимы уместны для непринуждённого общения в Сети, а в школе лучше использовать настоящие имя и фамилию. Преподаватель имеет право не отвечать на вопрос пользователя, скрывающего своё имя.
  • Нельзя общаться на посторонние темы. Во время онлайн-урока запрещено писать сообщения, не относящиеся к теме занятия. Отправка бессмысленных сообщений или многократное повторение одной и той же реплики считаются флудом и приводят к блокировке чата для нарушителя. 
Нормы поведения на онлайн-уроках в целом не отличаются от этикета, принятого в обычных школах. Нужно быть тактичными и вежливыми, уважать себя и других людей, не оскорблять собеседников, общаться грамотно и по делу. Соблюдение этих несложных правил позволит школьникам лучше усваивать материал уроков и делает процесс дистанционного обучения эффективнее. 




АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА

Подготовка к экзаменам

  • Реши-пиши —подготовка к школе и задания для учеников начальных классов.
  • Фоксфорд — онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Групповые и индивидуальные занятия с учениками с 8-го по 11-й классы. Настоящий онлайн-репетитор.
  • Сдам ГИА: Решу ЕГЭ — образовательный портал для подготовки к экзаменам по всем предметам, работа с карточками в режиме онлайн;
  • ГенДокс точка ру :) Вместе с Вами в учебе и на работе — программы подготовки к ЕГЭ, Лекции, лабораторные, эссе, справочники и много другого полезного материала.
  • БИОШКОЛА 100 - Видеоконтент по биологии. Разбор тем и подготовка к ЕГЭ, ОГЭ.
  •  

 

Дополнительные и развивающие занятия

  • IQша — 19 400+ развивающих заданий и игр для детей от 2 до 11 лет;
  • KID- MAMA — домашняя интернет-школа. Здесь вы найдете онлайн игры и тренажеры, презентации, интерактивные модели, уроки, тесты, статьи, материалы для распечатывания, а также материалы и публикации;
  • Играем сами — развивающие и обучающие игры и тренажеры для младшей школы;
  • Отличник — тренажёр решения заданий по математике и русскому языку для начальной школы;
  • Элементы — ответы на детские научные и околонаучные вопросы;
  • VirtuLab — образовательные интерактивные работы позволяют учащимся проводить виртуальные эксперименты по физике, химии, биологии, экологии и другим предметам, как в трехмерном пространстве, так и в двухмерном.

Учебники и учебные пособия

  • Академик — словари и энциклопедии в огромном количестве по абсолютно всем предметам и иностранным языкам;
  • Знания — можно задать любой вопрос и получить ответ и помощь;
  • Школьные учебники СССР — большая электронная библиотека советских учебных пособий;
  • 11 классов — бесплатные электронные учебники для школьников и студентов по всем предметам с 1 по 11 класс.
  • Библиотекарь.ру — большая электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.

Специализированные образовательные ресурсы по предметам

 

РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА:

  • Брифли — Школьная программа по литературе в кратком изложении 5-11 класс.
  • Грамота.ру — самый авторитетный справочно-информационный портал, словари, библиотека и многое другое.
  • Диктанты — сборник текстов диктантов на русском языке 1-11 класс.
  • Правила.ру — правила русской орфографии и пунктуации. Отличный поиск на сайте.
  • Национальная электронная библиотека — тематические подборки электронных копий изданий, составленные экспертами библиотекарями;
  • Детская онлайн библиотека — библиотека для детей и родителей. Сказки, стихи, рассказы, басни, анекдоты, пословицы, цитаты.
  • Грамма.ру — правила орфографии, тесты и задания, сочинения, словари и справочники.
  • Литра — биографии писателей, сочинения, критические статьи, тексты произведений.
  • Литрес — большой выбор аудиокниг, в том числе и бесплатных;
  • Ударение.инфо — привила постановки и проверка ударения в словах.
  • Звук книг — аудиокниги по школьной программе;
  • Мегабук — огромная база энциклопедий и книг для чтения.

 

ФИЗИКА:

  • GetAClass — наглядные ролики по физике и математике с проверочными задачами и конспектами, большое количество контрольных заданий (включая ЕГЭ / ОГЭ);
  • Физика.ру — клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей, учебники, тесты, задачи;
  • Ядерная физика в Интернете — лекции по ядерной физике, учебные материалы;
  • teach-in — лекции ученых МГУ по различным предметам;
  • ЕКЦОР — интерактивные задачи по физике;
  • Классная физика — уроки, задачи, головоломки,множество обучающих роликов, викторины и научные опыты.

МАТЕМАТИКА:

  • Школьная математика — программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания, материалы, программы.
  • Лови ответ — программа решает математические примеры и уравнения с отображением этапов решения, производит наглядно вычисления «в столбик».
  • Вся элементарная математика — средняя математическая интернет-школа, вся элементарная математика.
  • Math.ru — сайт для школьников, студентов, учителей и для всех, кто интересуется математикой$
  • Видеоуроки математики — канал уроков по математике;
  • Оценок нет — занятия по математике для школьников с 3-го по 8-й класс.

 





Не найдёшь сегодня на бескрайних просторах нашего государства человека, которому незнакомо светлое имя – Пушкин, имя, которое стало олицетворением России. Творчество Пушкина необъятно: поэзия, проза, драматические произведения… Книжная выставка «Союз волшебных звуков, чувств и дум» посвящена поэтическому наследию. Даже спустя более двух столетий, восхитительные строки стихов поражают легкостью изложения и глубиной чувств и находят отклик в наших душах.


Самые интересные факты из биографии любимого поэта.


1. Эфиопия является, вероятно, родиной предков поэта.  В столице этой африканской страны — Аддис-Абеба в 2002 г. Был установлен памятник А.С. Пушкину. На мраморном постаменте слова: «Нашему поэту». Там еще в 17 веке жил прадед поэта — Ибрагим Петрович Ганнибал. Его: африканского арапа, подарил Петру I турецкий султан. Однако, его африканские корни идут по материнской линии, интересен также тот факт, что по отцовской линии Пушкин происходил из разветвлённого, но нетитулованного дворянского рода, который восходил по генеалогической легенде к «мужу честну» — Ратше, являющемуся современником Александра Невского. Пушкин часто писал о своей родословной.; Он ценил и уважал своих предков, видя в них образец древнего рода, истинной «аристократии», увы не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого».

2. Пушкин неплохо помнил себя с четырех лет. Например, он несколько раз рассказывал, как однажды в детстве на прогулке заметил как трясется земля и сильно дрожат колонны, а, как известно, последнее, хотя и не сильное, землетрясение в Москве было в 1803 г, тоесть когда Пушкину было 4 года.
3. Интересно, что уже в 8 лет Пушкин сочинял на французском языке небольшие комедии и эпиграммы. Однако, сам поэт говорил, что начал писать с тринадцати лет.
4. Еще один интересный факт о Пушкине, а именно о его таланте, который оставил след в гимне России того времени, так в 1816 г. государственным гимном нашей Родины стал всем известный английский гимн, название которого: «Боже, храни короля». Его перевел Жуковский, но дополнил текст Пушкин. Он был переведен как «Боже, царя храни» в 1833 году.

5. А.С. Пушкин неплохо знал французский и английский, итальянский и  немецкий, а также латинский, испанский, греческий, и многие славянские языки – некоторые в совершенстве, а другие не прекращал изучать всю свою недолгую жизнь. В его библиотеке было 3560 томов книг — 1522 наименования, из них 529 на русском языке и 993 — на других языках.
6. Забавный факт о Пушкине: в 1818 году после болезни («горячки») ему обрили голову, и он некоторое время носил парик. И Пушкин, будучи в парике, в Большом театре, во время, наверное, самой патетической сцены, жалуясь на жару, снял с себя парик и тут же принялся им обмахиваться как веером! Этим своим нестандартным поведением он насмешил, зрителей сидевших рядом.

7. Дуэль с Дантесом была 21-й для поэта. Пушкин был инициатором 15 дуэлей, четыре из которых состоялись. Остальных не произошло в результате примирения сторон, как правило, стараниями друзей нашего вспыльчивого «светила». Первая дуэль поэта случилась в Царскосельском лицее.
8. И еще несколько интересных фактов о Пушкине: согласно последним официальным данным, в России насчитывается более восьмисот человек, которые могут документально доказать свое родство с Авраамом Ганнибалом. В 1937 г, к 100-летию со дня смерти Пушкина, Царское Село переименовали в город Пушкин. А если верить «Британской энциклопедии» изданной в 1961 году., то Евгений Онегин — является первым русским романом (хотя и в стихах). Еще в ней сказано, что до поэта Пушкина русский язык фактически был не пригоден для какой-либо серьезной художественной литературы. Вот как велик наш поэт в глазах британцев.


      Чем дальше уходит время от эпохи, в который жил и творил А.С. Пушкин, тем величественнее раскрывается перед нами бесценный вклад, внесенный им в мировую культуру, в духовную сокровищницу человечества. Почитателям пушкинского таланта дорого его мудрое слово, согревающее и поддерживающее во дни сомнений и горестей, дарящее эстетическую радость и наслаждение. «Во всей нашей литературе нет человека, которого мы любили бы более личной любовью, — заметил С. Маршак. — Недаром мы относимся к его друзьям и врагам, как к своим собственным». Для нас свято всё, что связано со светлым пушкинским именем.
Русская поэзия родилась под счастливой звездой Пушкина. Идут века, а звезда гения славянского мира путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. От колыбели до последней дороги живёт в каждом из нас свой Пушкин образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Сначала сказка захватывает дух и полонит воображение, потом стихи врываются со стихией мороза, метели, с однозвучным колокольчиком, внезапно и властно возникает «чудное мгновенье» — и так неотступно и желанно для нас идёт с нами великий поэт, учит жить и понимать жизнь во всей её неповторимости и сложности.














Экскурсии по лучшим выставкам и музеям Мира

Музеи России: Третьяковская галерея

Заповедные места Донбасса. Информация о заповедных местах Донецкого края. "Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова"






Библиотека краеведения
Учебно-методические материалы рекомендуемые к использованию в общеобразовательных организациях

Донбасс — мой край родной. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 лет. / Авторы-составители: Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Балясова И.Л., Быкова И.В., Сигида О.Н., Гиниятуллина Л.А., Голяева Т.В., Горбачова Е.В., Демидова С.А., Жуган Е.Г., Ирклиенко С.В., Карпачева Е.А., Кузьмина Т.А.; ДонРИДПО. – Донецк: Истоки, 2017.
Донбасс — мой край родной. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. / Авт.-сост. Котова Л.Н., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф. и др. – Донецк: Истоки, 2017.
Донбасс – мой край родной. Методическое пособие по нравственно- патриотическому воспитанию детей 3-4 лет. / Авт. — сост. Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. и др. Донецк: Истоки, 2017.

Начальное образование
«Тропинками родного края»: хрестоматия 1-4 класс / сост. Грабовая Г.С и др. – Донецк: Истоки, 2017.
Тропинками родного края. Хрестоматия: 1-4 классы / Сост. Г.С.Грабовая и др. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».– Донецк: Истоки, 2018. – 234 с.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 1 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н.,
Седова Н.Н., Калафат О.В., издание 2-е, доработанное – Донецк: Истоки, 2019. – 106 с.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н.,
Седова Н.Н., Калафат О.В., издание 2-е, доработанное – Донецк: Истоки, 2019. – 122 с.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 3 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н.,
Седова Н.Н., Калафат О.В., издание 2-е, доработанное – Донецк: Истоки, 2019. – 180 с.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 4 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н.,
Седова Н.Н., Калафат О.В., издание 2-е, доработанное – Донецк: Истоки, 2019. – 160 с.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 1 класс / Сост.  Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 3 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 4 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
Донбасс – мой родной край. Сборник материалов регионального компонента предмета «Окружающий мир». 1-4 класс / Сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н.,  Полищук Е.Н., Калафат О.В., Солодкая Е.В., Шпак Г.В., Марковская В.А., Ролик И.Н., Ткач Л.А. – Донецк: Истоки, 2016.


Основное общее и среднее общее образование
Предметная область «Естествознание»
Физика
Физика: краеведческий круиз по Донецким просторам /Сост.Иваницкая С.В., Короговская Е.М., Охрименко Н.А. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки,2019. – 40 с.
География
Сборник заданий по социальной и экономической географии родного края. 9 класс / Сост. Денисова Е.Д., Вечёркина Н.И., Гетьманцева Т.В. и др. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 84 с.
Сборник заданий по географии родного края /Сост. Панкина В.Е., Колесник Т.С. / Под общ. ред. Чернышева А.И. –  ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
По родному краю: Хрестоматия / Сост. Денисова Е.Д., Келембет С. Л. Решетняк Е. И. и др. / – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Путешествуя по родному краю. Хрестоматия. 8 класс / сост. Панкина В.Е. Донецк: Истоки, 2017.
Социально-экономическая география родного края: 9 класс. Рабочая тетрадь / сост. Денисова Е.Д., Бятенко Е. В., Вечёркина Н.И., Кондратьева Е. В. – Донецк: Истоки, 2017.
Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. – Донецк: Истоки, 2016.

Биология
Биологическое краеведение: экскурсионное дело: пособие для учителей биологии / сост. Антропова О.В., Андреева Е.А. – Донецк: Истоки, 2017.
Биологическое краеведение Донбасса. Животный мир. 7 (8) класс: Учебное пособие / Сост. Антропова О.В., Андреева Е.А. – Донецк: Истоки, 2016.

Экономика
Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география родного края: 9 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Денисова Е.Д., Вечёркина Н.И., Подолянская Л.Я. и др. – Донецк: Истоки, 2016.

Предметная область «Обществознание»
Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края. 5 класс: учебное пособие / Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 230 с.
Историческое краеведение: Страницы древней истории Донецкого края. 6 класс: учебное пособие / Сост. Морозов П.Л. – 2-е изд., дополн. и перераб. – Донецк : ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 82 с.
Историческое краеведение: Донецкий край в эпоху средневековья. 7 класс: учебное пособие / Сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – 2-е издание, дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 166 с.
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени (XVI в. – конец XVIII в.). 8 класс: учебное пособие / Авт.-сост. ГГ Чепига. – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 196 с.
Историческое краеведение: Донецкий край в XIX веке. 9 класс.: учебное пособие / Сост. О.В. Хаталах / – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 148 с.
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса ХХ века. (1900-1939 гг.) 10 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Хаталах О.В., Сиверская Е.В. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 286 с.
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.1 – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 200 с.
Историческое краеведение. Страницы истории Донбасса: новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.2 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 172 с.
Уроки гражданственности Донбасса: 5 класс: материалы для учителя к урокам курса / сост. Захарченко Н.Ю., Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017.
Уроки гражданственности Донбасса: 6 класс: материалы для учителя к урокам курса / сост. Крикун Л.А., Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017.
Уроки гражданственности Донбасса: 7 класс: материалы для учителя к урокам курса / сост. Евсеенко Н.М., Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017.
Уроки гражданственности Донбасса: 8 класс: материалы для учителя к урокам курса / сост. Сотникова Н.П., Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017.
Уроки гражданственности Донбасса: 9 класс: материалы для учителя к урокам курса / сост. Сотникова Н.П., Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017.
Сборник документов и материалов по курсу «История Отечества» (региональный компонент): 5–11 класс / Сост. Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017.
Сборник материалов по курсу «История Отечества» (региональный компонент) (5–11 класс), «Уроки гражданственности Донбасса» (5–11 класс) / Сост. Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017.
Справочные материалы «Геральдика и вексилология» по курсам «История Отечества» (региональный компонент), «Уроки гражданственности Донбасса», «Обществознание» / Сост. Ткаченко Д.Л. – Донецк, 2017.
Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края. 5 класс: Учебное пособие / Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. — Донецк, 2017.
Историческое краеведение: Донецкий край в эпоху средневековья. 7 класс / сост.  Авраменко Н.Л., Авраменко А.В., Яковенко О.В., Соляниченко Г.Н.  Хаталах О.В., Якименко О.Р., Леонов Л.В. / Под общ. ред.  Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева.  —  Донецк: Истоки, 2017.
Историческое краеведение: Страницы древней истории Донецкого края. 6 класс / Сост. Морозов П.Л., Ткаченко Д.Л. – Донецк: Истоки, 2016.

Предметная область «Филология»
Русский язык и литература
С любовью к родному краю… Интерактивные таблицы по русскому языку. 5-11 классы / сост. Данилова И.Н., Плыс Л.Н., Бережная Н.В., Дейна Н.А., Болгаров М.В., Ельникова И.А., Лихтанская Т.Е., Сатункина С.В., Созанская Е.Н., Новик О.А., Харитошина Ю.В. и др.; под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2018.
Литература родного края. Учебное пособие. 7 класс / сост. Король Г.Н., Савченко Е.А., Пеньков В.Н. — Донецк: Истоки, 2017.
Литература родного края: Хрестоматия. 5-11 классы / сост.: Король Г.Н., Мельникова Л.В., Коняшина Н.А., Пеньков В.Н., Верланова Т.А. – Донецк: Истоки, 2017.
Литература родного края. Учебное пособие. 6 класс / Сост. Король Г.Н., Пеньков В.Н.  – Донецк: Истоки, 2016.

Украинский язык и литература
Літературне краєзнавство. 8 клас: Учебно-методическое пособие / сост. Ткачук Т.В., Королёва Л.В., Дьяченко Н.А., Носач Е.В., Московская Т.В., Зеленкова О.А., Потурнак В.В., Стукан Г.В., Каковкина Т.Н. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Літературне краєзнавство: учебно-методическое пособие для 7 класса. / Сост. Ткачук Т.В., Королёва Л.В., Максимова Т.Г. и др. – Донецк: Истоки, 2017.
Літературне краєзнавство: Навчальний посібник. 6 клас / Укл. Корольова Л.В., Кравченко Л.Г., Гарсія О.В.  та ін. – Донецьк: Витоки, 2016.

Предметная область «Математика и информатика»
Математика
Методический комплекс «Донецкая арифметика», 5 класс /сост. Полищук И.В., Федченко Л.Я.,  Галка Т.Г., Ефремова Л.А.,  Маналатий С.Б., Подкопаева О.Ю.,  Полищук Е.Д.,  Рыбина М.В., Чершкало С.С., – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
Предметная область «Искусство»
Искусствоведческое краеведение Донбасса: У истоков заселения края. 8 класс. Часть 2 / Учебное пособие / сост. Лобынцева С.Н., Минасян Н.Г., Данильченко С.А., Самоздра С.А.; – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 228 с.
Искусствоведческое краеведение: Древнейшие виды искусства. 6 класс / Сост. С.Н. Лобынцева, Н.Г. Минасян. – Донецк: Истоки, 2016.
Искусствоведческое краеведение Донбасса: 7 класс / Учебное пособие / сост. Лобынцева С.Н., Минасян Н.Г., Данильченко С.А., Самоздра С.А.; Донецк: Истоки, 2017.







Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды, 
мнения, некоторые документы и его великие произведения.


Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке — о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Шекспир", например) — все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.

Из биографии

Уильям Шекспир родился с Стратфорде, небольшом городке на берегу реки, 23 апреля 1564 года. Его мать, Мари Ардэн, происходила из дворянского рода, отец был зажиточным горожанином и одно время играл серьезные роли в местной политике — был мэром городка и олдерменом. Отцу принадлежало несколько домов в Стратфорде, он торговал зерном, шерстью и мясом, поэтому у маленького Уильяма была возможность учиться в местной "грамматической" школе.
В школе преподавали основы риторики и грамматики, однако основным предметом была латынь: ученики читали в подлинниках великих мыслителей и поэтов древности — Сенеку, Овидия, Виргилия, Горация, Цицерона. Знакомство с произведениями лучших умов своего времени отразилось в дальнейшем на его творчестве. В то же время, живя в маленьком провинциальном городке, где все друг друга знали и общались независимо от сословий, Шекспир был хорошо знаком с жизнью простых горожан. Он стал знатоком фольклора, и многие черты будущих героев были списаны с местных жителей. Смекалистые слуги, чопорные вельможи, страдающие люди, кому было тесно в рамках условностей — все эти герои появились впоследствии в его комедиях и трагедиях.
Телец по гороскопу, Уильям отличался трудолюбием, тем более что начать работать ему пришлось очень рано — с 16 лет, потому что его отец запутался в делах и не мог содержать всю семью. Биографические сведения об этом времени разнятся. По одним данным, Уильям работал сельским учителем. По другой легенде он был подмастерьем в лавке мясника, и, по преданию, уже тогда был гуманистом — перед забоем животных "он произносил над ними торжественную речь". В восемнадцатилетнем возрасте Уильям женился на Анне Хатауэй, которой было в то время 26 лет. Через три года после женитьбы он переехал в Лондон. По легенде, Шекспир бежал от местного помещика, который преследовал его за то, что Уильям убивал оленей во владениях вельможи (убить оленя богача считалось доблестью).
В Лондоне Шекспир получил работу в театре. Он присматривал за лошадьми приезжающих, и был поначалу "штопальщиком пьес" ("playpatcher"), или, говоря современным языком, рерайтером — перерабатывал старые пьесы для новых постановок. Вероятно, он пробовал себя как актер, но не стал знаменит. Вскоре Шекпир стал драматургом театра. Его творчество еще при жизни было оценено современниками по достоинству — в 1599 году, когда был образован театр "Глобус" (Globe), Шекспир стал одним из пайщиков. Видимо, в материальном плане его жизнь сложилась благополучно.

О творчестве

Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин. В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. Но ценность его творчества была не только в этом. За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени. Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени — эпохи Возрождения.
Известная и любимая всеми комедия "Укрощение строптивой" — один из примеров. В основу комедии лег сюжет домостроевского фарса, когда мужчина, в общем-то грубый и недалекий — Фернандо, укрощает "строптивую" и сварливую Катарину. В конце Катарина произносит монолог, в котором прославляет патриархат, и суть которого в том, как прекрасно быть замужней покорной женой. Шекспир в своей комедии "Укрощение строптивой" пошел дальше фарса, показав гуманистические идеалы того времени. Катарина уже не сварливая тетка, а девушка, которая страдает от условностей того времени и от поведения своего отца, которому просто необходимо быстрее выдать замуж дочерей для приумножения капитала. Красавица-сестра Бьянка пользуется успехом у мужчин и очень хочет замуж, а Катарина, из-за своего характера — от рождения сильного и активного (идеал эпохи Возрождения), борется за свое счастье. Она не хочет просто так выходить замуж, лишь бы порадовать отца — она хочет любить и быть любимой. В то же время, образ отца комичен — он и сам страдает от неадекватного поведения дочки, которая пользуется дурной славой среди местного мужского населения, и поэтому спит и видит, когда найдется смелый — и обязательно очень богатый! — мужчина, чтобы поскорее избавиться от проявлений характера старшей дочери. В этой комедии помимо интересного сюжета и веселых диалогов, Шекспиру удалось показать несколько идей, которые по сей день современны, а в некоторых странах их даже можно назвать передовыми. В общем-то, суть пьесы не в прославлении находчивости мужчин, и даже не равноправия мужчины и женщины. Шекспир здесь показал "равноценность" мужчины и женщины, которые гармонично дополняют друг друга, и последний монолог "покорной" жены Катарины как раз об этом. В ее словах звучит уважительное отношение к мужу:

"... В заботах о тебе
Он трудится на суше и на море,
Не спит ночами в шторм, выносит стужу,
Пока ты дома нежишься в тепле,
Опасностей не зная и лишений.
А от тебя он хочет лишь любви,
Приветливого взгляда, послушанья —
Ничтожной платы за его труды".

Катарина не просто скандалила, а доказывала свою ценность как личности, которой нужен достойный партнер. Петруччо оказался таким — смелым и находчивым, который искренне заинтересовался девушкой (хотя деньги сыграли первоочередную роль). Второй идеей, которая достаточно завуалирована, но отражает русскую пословицу "Не все то золото, что блестит" стало поведение прелестницы Бьянки, которая также обнаружила свой характер: "Так ты ведешь себя еще глупее, коль ставишь деньги на мою покорность". С другой стороны, почему бы в этой фразе не увидеть то, что Бьянка просто по ходу пьесы кое-чему научилась у своей сестрицы?
Первый период творчества отличается особенной яркостью и жизнерадостностью. Шекспир в эти годы создал блестящий ряд комедий: кроме "Укрощения строптивой", широко известны пьесы "Двенадцатая ночь", Сон в летнюю ночь", "Как вам это понравится", "Много шума из ничего". К первому периоду творчества Шекспира относятся его сонеты. Они широко известны, но интересно, что в отличие от предшественников, поэт в сонетах воспевает дружбу. По мнению Шекспира, она богаче любовной страсти. В сонетах нашли выражение разные мысли и чувства поэта. Он рассуждает о дружбе, любви, и о... государстве. Даже цикл исторических хроник — кровавых драм ("Генрих IV", "Генрих V"), написанных в это время, не так мрачен: все завершается торжеством главного героя, есть и комедийный персонаж — сэр Фальстаф. Пожалуй, здесь Шекспир — желая того или нет — старался показать жизнь, как она есть — с радостью и трагедией. Позднее он уже не будет так весел.
Трагедия "Гамлет" открывает второй этап творчества поэта и драматурга. Здесь уже нет разудалого веселья, и герои из победителей все чаще превращаются в жертв, однако они все равно борются и живут. Почти все актеры мечтают сыграть Гамлета, потому что на сцене разворачивается внутренний мир Гамлета, его метания, страдания, муки выбора. В то же время Гамлет пытается осмыслить свои действия, он тяжело размышляет о жизни и не видит выхода даже в смерти.

Когда б не страх чего-то после смерти,
Неведомой страны, откуда ни один
Еще доселе путник не вернулся.
Вот что колеблет и смущает волю,
Что заставляет нас скорей сносить страданья,
Чем убегать к иным, неведомым бедам,
Да, малодушными нас делает сомненье...

После встречи с призраком отца — жизнь Гамлета переворачивается. И если он раньше был нежным мечтателем и просвещенным человеком, то теперь мир перевернулся и предстал своей другой стороной: "Каким докучным, тусклым и ненужным, Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!". Поклявшись отомстить отцу, Гамлет совершает тяжелый выбор и решается уничтожить убийцу отца — Клавдия. Но ненависть и убийство влекут за собой тяжелые последствия: Гамлет убивает невинного Полония, став причиной сумасшествия и гибели любимой женщины Офелии. Его мать, королева и нынешняя жена Клавдия, тоже становится жертвой, хотя цели и Гамлета, и Клавдия совпадают — первый хочет убрать королеву от "плотного сгустка мяса", как он называет Клавдия, а Клавдий хочет оставить себе трон и жену. Но королева выпивает яд, предназначенный для Гамлета, и умирает. В трагедии от одного убийства — разворачивается целая серия смертей. Попутно Шекспир в "Гамлете" показывает и другие стороны жизни общества, которое Гамлет (вслед за автором) считает несправедливым. Речь идет о сцене, где 20 тысяч солдат — простых людей — посланы вельможей на смерть ради кусочка земли в Польше, за аренду которого жалко отдавать "пять дукатов". И хотя Гамлет делает свой вывод — о собственной нерешительности, но тема неценности человеческой жизни уже обозначена. Толкований "Гамлета" написано тысячи томов — каждый исследователь находит в нем что-то свое. Каждый актер и режиссер ставит трагедию, чтобы также показать свое, выделить какие-то свои акценты, и все они оказываются справедливы. И это еще раз подчеркивает грандиозность Шекспира как драматурга. Умирая, Гамлет все же спас одну жизнь — своего друга Горацио, найдя для него нужные слова: "Дыши в суровом мире, чтоб мою поведать повесть". В этот же, второй период творчества, написаны и другие известные трагедии — "Отелло", "Король Лир", "Макбет". Произведения третьего творческого цикла не так известны: "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря". Они написаны в жанре аллегорической фантастики, так как заказчиком театра, для которого писал Шекспир, уже становится знатная публика, которая хотела веселья и развлечений. Но и здесь гуманистические идеалы тоже находят свое выражение — это вера талантливого поэта и драматурга в светлое будущее человечества, обещание безмятежного спокойствия.

Источник: http://www.w-shakespeare.ru/

Журнал "Сатирикон": характеристика издания, основные авторы


Среди сатирических журналов, которых в России в начале прошлого века было великое множество, «Сатирикон» занимает особое место. Без сомнения, он пользовался наибольшей известностью из них всех, так как был самым ярким выразителем своего времени: его даже цитировали на заседаниях Думы.


Основные авторы

Группа «Сатирикона» оформилась к 1908 году; первый номер журнала вышел 3 апреля. На страницах нового еженедельного журнала стали появляться юмористические рисунки и карикатуры, подписанные Радаковым (1879—1942), Ре-ми (псевдоним Ремизова-Васильева), Бенуа, Добужинским. Рисунки эти часто сопровождались небольшими стихотворениями; кроме того, журнал уделял много места сатирической поэзии. Среди постоянных сотрудников «Сатирикона» следует назвать Петра Потемкина (1886 — 1926), Василия Князева (1877 — 1937 или 1938), акмеиста Сергея Городецкого (1884 — 1967), Владимира Воинова (1878 — 1938), Евгения Венского (псевдоним Евгения Пяткина, 1885 — 1943), Красного (псевдоним Константина Антипова, 1883 — 1919), Самуила Маршака (1887 — 1964), Аркадия Бухова (1889 — 1946), Владимира Лихачева (1849 — 1910), Дмитрия Цензора (1877 — 1947), Николая Шебуева (1874 — 1937).
Саша Черный, несомненно, самый одаренный из авторов группы, покинул журнал в 1911 году, успев опубликовать там множество произведений.
Из прозаиков группы нужно назвать, кроме Аверченко, Тэффи (псевдоним Надежды Лохвицкой, в замужестве Бучинской, 1872 — 1952), Осипа Дымова (псевдоним Осипа Перельмана)...

"Новый Сатирикон"

В 1913 году в журнале произошел кризис, большая часть состава его авторов ушла от Корнфельда и основала «Новый Сатирикон», первый номер которого вышел из печати 6 июня. Старый журнал еще продолжал выходить: там остались Князев, Валентин Горянский (псевдоним Валентина Иванова, 1888 — 1944) и еще несколько писателей, но в 1914 году, после выхода 16-го номера, журнал прекратил свое существование. «Новый Сатирикон» некоторое время процветал и привлек к себе ряд молодых писателей, среди которых были Алексей Будищев (1867 — 1916), Георгий Вяткин (1885 —  1941), Чуж-Чуженин (псевдоним Николая Фалеева, 1873—30-е гг.) и Маяковский, который опубликовал в нем поэмы 1915—1916 годов и свои «гимны».

Содержание и направленность журнала

Журнал «Сатирикон» был весьма разнообразен по содержанию и направленности: он отражал вкусы публики и определенные литературные тенденции своего времени. Публика хотела, чтобы он был сатирическим. Откликаясь на это пожелание, журнал возродил и стал укреплять старую традицию русской литературы. Он провозгласил своим учителем Салтыкова-Щедрина, что доказывает специально посвященный его памяти номер («Новый Сатирикон», № 17), вышедший к 25-й годовщине со дня смерти писателя в 1914 году. Об этом упоминает Бухов в своем стихотворении «Вспомните!», помещенном в номере:
...Много вас...
Подбирает капли едкой желчи,
Оброненной умным стариком.
Однако после революции 1905 года эта традиция приобрела в мире прессы совсем особый характер. В период 1905—1906 годов стало издаваться множество сатирических изданий: «Молот», «Пулемет», «Жупел», «Маски», «Овод», «Зарница», «Красный смех» и др., в которых появляются, чередуя друг друга, карикатуры и стихи, часто подписанные прославленными именами из «Мира искусства» или из символистской школы. Сатира обычно была чрезвычайно резкой и жесткой, исключающей всякий юмор, в большинстве случаев окрашенной в трагические тона: это было время, когда образы смерти, крови, убийства заполнили и живопись, и литературу.
Группа «Сатирикона», отвечая вкусам времени (близким Леониду Андрееву), подхватила эту традицию и внесла в нее свой вклад. Много раз журнал помещал в весьма мрачных тонах намеки на репрессии по отношению к оппозиции, например под видом описаний казней способом сажания на кол в Персии.
Таким образом, с одной стороны, «Сатирикон» развивает темы, которые a priori исключают смех. В его произведениях звучит отчаяние, как политическое, так и нравственное, которое порой действительно становится общим местом. Некоторые стихотворения откровенно впадают в революционный пафос. Особенно к нему склонен Князев.
«Сейчас, — пишет Аверченко, — вся Великая Русь корчится во сне, погруженная в смертельную скуку». Эта фраза была рассчитана на комический эффект: скука и пошлость считались постыдными, и принято было постоянно напоминать, что им противостоят идеалы, энтузиазм, благородные душевные порывы; но эта почти обязательная рекомендация уже давно стала больше риторической формулой, чем реальным источником вдохновения.

О ком писал "Сатирикон"

На самом деле единственный общественный слой, которым заполнены страницы «Сатирикона», — это именно мелкая буржуазия, то мещанство, присутствие которого ощущается среди как читателей, так и авторов журнала. Стихотворение Красного, датированное 1908 годом, демонстрирует, может быть не совсем осознанно для самого автора, что старые русские мифы утрачивают свою силу. Стихотворение построено на контрасте между темами ведущихся в обществе разговоров (свобода, родина, возмущение, жертвенность) и их материальной основой — рестораном, вечеринкой и т.п. (№ 10, 1908):
О, что может быть прелестней,
Чем хожденья в мир исканий,
Где лишь жертвой славен путь...
Но гораздо интересней
Прочитать о том в романе
И за кофеем вздохнуть...
Может быть, намерением поэта было стремление высмеять мягкотелость среднего интеллигента, но производимый стихотворением эффект — совсем иной, ибо полярность этих идей уж слишком смешна.

Пародия в журнале

Продукция журнала была богата и старыми и новыми приемами. Первое место среди них занимала пародия — жанр, сатирический сам по себе. Авторы «Сатирикона» не пренебрегали возможностью высмеять новые литературные течения, такие, как символизм, футуризм (например, стихотворение Бухова «Легенда о страшной книге» (1913) представляет стихи футуристов как самую страшную пытку для читателя, какую можно вообразить). Эгофутуризм (Игорь Северянин) стал излюбленной мишенью для пародирования. Охотно использовался архаический стиль, с помощью которого создавался наиболее яркий эффект гротеска (например, ода Шебуева об университетах, выдержанная в стиле русского XV111 века, № 37, 1913).
Часто пародия соседствовала с серьезным тоном так скрыто, что современники ее даже не всегда замечали. Так, например, Горянский дал своему сборнику «Мои дураки» подзаголовок «Лирические сатиры». У Саши Черного этот прием используется почти повсеместно, и одно из писем к Кранихфельду доказывает, что поэт пользовался им совершенно сознательно. Он пишет: «В одном и том же стихотворении соединяются юмор, сатира и лирика...» Некоторые стихотворения Бухова могли бы быть приняты за написанные кем-нибудь из символистов («Поэтам»).
Особенно блистал в этом лукавом жанре Потемкин. Он был связан с символистской средой, часто посещал кабаре «Бродячая собака», ставил некоторые из своих пьес в театре миниатюр «Кривое зеркало». В его сборнике «Смешная любовь» (1908) есть и темы, характерные для русских романтиков и символистов, — маски, куклы, и не ясно, следует ли здесь искать смешное в серьезном или серьезное в смешном. Позже, а именно в своем сборнике стихов «Герань» (1912), поэт отойдет от этого жанра и придет к чисто комическому, более искреннему и более простому.

Приемы сказки и народного творчества в "Сатириконе"

Другой излюбленный прием «Сатирикона» — сказка. Здесь его авторы охотно следовали за Козьмой Прутковым, в котором они признавали своего предшественника. В 1913 году его памяти был посвящен специальный номер (№ 3). Один из сотрудников «Сатирикона», Борис Владимирович Жикович, подписывался именем Иван Козьмич Прутков, как сын вымышленного писателя. Тем не менее его сказки, как правило, сатирические, в них нет абсурда, как у Козьмы Пруткова. Так, басня «Мозги и ночь» (1914) высмеивает спиритизм, хотя и написана в стиле Пруткова.
«Сатирикон» охотно использовал и источники народного творчества: ярмарочный комизм, четверостишия в стиле частушек, которые Потемкин и Князев собирали по деревням. Если у Князева частушки служат «опрощению» поэзии, то у Потемкина, особенно в «Герани», с помощью народного стиля вводятся очень живые комические мотивы в описаниях жизни петербургского простонародья («Жених»).
Не пил он сивухи,
Но пил понемножку,
Медную в ухе
Носил он сережку.
Здесь комическое достигается введением в стихи языка и повадок простого народа: писаря, ремесленника, рабочего, мелкого торговца и т.п. Такая поэзия, типично городская и комично-добродушная, предвосхищает жанры, которые разовьются в 20-е годы.

Псевдодетская поэзия

И наконец, авторы «Сатирикона» охотно использовали форму псевдодетской поэзии. Так, «Детская песенка» (1913) Чуж-Чуженина, написанная по поводу новых ограничений прессы, изображала цензоров в виде послушных детей:
Как у Вани-Ванюшки
Завелися нянюшки,
Нянюшки — печальницы,
Строгие начальницы...
Но этот литературный прием, созданный сначала как сатирический, постепенно вырастает в особый жанр, в стиль, который утрачивает свою первоначальную ориентацию. Впоследствии многие из поэтов «Сатирикона» пишут уже специально для детей и оказывают влияние на будущих авторов этого жанра (наиболее известен из них Самуил Маршак). Часто они подражают английским детским стихам и песенкам, как, например, Вяткин, написавший стихотворение про питона «Пятый».

Стиль английского юмора

Некоторые авторы восприняли стиль английского юмора, и первой среди них была Тэффи, чьи стилистические приемы и обороты являют собой образцы чисто английской манеры. Таков, например, «капитан, который озирался вокруг круглыми глазами с видом человека, только что вынутого из воды» («Взамен политики»). Сюжеты Тэффи воспроизводят прием английского юмора, который достигает комического эффекта, вводя абсурд в обыденные ситуации — например, сюжет о мелком чиновнике, который выиграл в лотерею лошадь и попал в безвыходное положение, так как она быстро довела его до полного разорения («Даровой конь»). Кроме того, «Сатирикон» нередко публиковал иностранных юмористов, в частности Марка Твена.

Игра слов

Однако юмор «Сатирикона» не был только заимствованным. Лучшие его авторы сумели продолжить русское комическое чисто словесное направление, основанное не только на каламбуре, но и на смысловом столкновении слов, на шутке, происходящей от звуковой игры слов, идущей еще от Гоголя.
У Тэффи игра слов часто доводится до абсурда, она вызывает смех, так как вводит целую семью слов, звучащую как бессмыслица. Так, например, мальчик, придя из школы, спрашивает взрослых: «Почему говорят «гимн-Азия», а не говорят «гимн-Африка»?» («Взамен политики»). Куликов подхватывает игру слов Козьмы Пруткова на звучании «вилла» и «вилы», чтобы сделать на этом материале стихотворение с «социальным» звучанием: мечта богача — «вилла» противопоставляется мечте крестьянина о новых вилах («Две думы», 1908). Но здесь социальное содержание блекнет рядом с комической нелепостью каламбура.
Группа «Сатирикона», таким образом, в своем творчестве стоит как бы на двух сваях, на двух традициях — сатирической и юмористической, которые в то время не слишком резко разделялись, так как нередко юмор принимался за сатиру. Такое смешение мешало авторам журнала, по крайней мере большинству из них, достичь вершин юмора (в метафизическом смысле), сатира же в свою очередь утрачивала живость, деградировала, впадала в дидактику и теряла значительность.
Тем не менее «Сатирикон» оставался законным наследником Козьмы Пруткова и подготовил почву для расцвета юмористической литературы, наступившего позже, в 20-е годы.
Использованы материалы книги: История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана и др. – М.: Изд. группа "Прогресс" – "Литера", 1995


Михаил Зощенко


Дворянин по происхождению, Михаил Зощенко, после революции поддержал советскую власть. В 20-30-е годы его рассказы и фельетоны публиковались в популярных журналах, а книги выходили большими тиражами. В своем творчестве он высмеивал мещан и обывателей и всегда был убежден, что сатирик должен быть морально чистым человеком. В последние годы Зощенко попал в опалу – его перестали печатать и исключили из Союза писателей СССР.






Прочитать или прослушать рассказ М.Зощенко  "История болезни"   




35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником 

1. interneturok.ru — это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.
2. stellarium.org — потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.
image03
Выискивать туманности и галактики на этом сайте можно часами.
3. slovo.ws — на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru — «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru — это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com — интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru — крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.
image01
На портале в режиме онлайн можно читать программные произведения
8. gramota.ru — огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com — портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.
image04
На сайте можно найти учебники и задания по многим школьным предметам
10. learnenglishkids.britishcouncil.org — любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru — сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru — программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru — онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru — учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru — проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ — фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru — интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru — электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru — мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru — национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru — учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru — универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru — универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru — электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru — онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru — интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.
image02
Пиксельмания — одно из самых интересных заданий на сайте, дети могут выполнять их подолгу.

27. nachalka.info — сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com — журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru — онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru — бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru — онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru — интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru — удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz — сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru — онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.