Какие книги и фильмы полезны? Тест психолога.
Всем известно, что литература и кино влияют на развитие детей. Как выбрать из тысячи книг и фильмов те, которые помогут именно вашему ребёнку стать гармоничной личностью?
1.Если ребёнку понравился какой-либо персонаж книги и фильма, он старается…А) подражать его манерам;Б) собрать как можно больше информации об актёрах, сыгравших любимую роль, или об авторе книги;В) поместить на видное место фотографии артистов или цитаты из книги.2. Для семейного просмотра вы предпочли бы:
А) комедию;Б) приключенческий фильм;В) мультфильм.3. Если во время просмотра фильма ребёнок задаёт вам вопросы, вы обычно…А) стараетесь ответить как можно быстрее;Б) просите обсудить их чуть позже;В) просите не мешать смотреть фильм.4. Для того, чтобы школьник взял книгу в руки, нужно…А) чтобы она попалась ему на глаза;Б) попросить его об этом;В) станцевать вокруг него с бубном.5. Любит ли ребёнок читать большие иллюстрированные энциклопедии?А) нет;Б) ему нравится не столько читать, сколько рассматривать иллюстрации;В) да, может читать подолгу.6. Когда школьник пишет сочинение на уроке, он часть…А) допускает грамматические ошибки;Б) не может до конца раскрыть тему;В) показывает один из лучших результатов в классе.7. Замечали ли вы, что школьник использует крепкие выражения?А) нет, он не так воспитан;Б) нет, но, скорее всего, он употребляет их при общении со сверстниками;В) к сожалению, да.8. Легко ли ребёнок запоминает имена героев книг и фильмов?А) российские – да, иностранные – нет;Б) нет, они быстро улетучиваются из памяти;В) да, он хорошо запоминает большинство имён.9. Часто ли ребёнок цитирует реплики киногероев или персонажей книг?А) да, у него есть любимые цитаты, которые он часто использует;Б) нет;В)да, только непосредственно после просмотра фильма или чтения книги.10. Боится ли ребёнок темноты?А) да, очень боится;Б) страх темноты возникает только в непривычных ситуациях;В) нет.11. Много ли школьник знает о Великой Отечественной войне?А) нет, очень мало;Б) да, очень много;В) достаточно много, но его знания обрывочны и разрознены;12. Если ребёнок прочитал или увидел в фильме страшную или неприятную сцену, он потом…А) неоднократно вспоминает о ней;Б) старается не думать о прочитанном или увиденном;В) быстро забывает.13. Большинство книг, которые читает школьник, - это произведения…А) из школьной программы;Б) которые вы ему рекомендуете;В) которые ему рекомендуют друзья.14. Смотрит ли ребёнок сериалы?А) да, и детские, и взрослые;Б) нет;В) да, детские.15. Ребёнок хочет посмотреть фильм, но вы просите его подождать, хотя бы год, чтобы стать постарше, потому что там слишком…А) много психологически тяжёлых сцен;Б) тонкий юмор;В) запутанный сценарий.16. Как часто ребёнок смотрит кино?А) каждый день;Б) несколько раз в неделю;В) несколько раз в месяц.
КЛЮЧ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16А 1 1 5 5 1 1 5 3 5 5 1 1 5 1 1 1 Б 3 5 1 3 3 3 1 1 3 3 5 3 3 5 5 5 В 5 3 3 1 5 5 3 5 1 1 3 5 1 3 3 3
16-37 баллов. Исторические сагиК сожалению, знания, полученные в школе, далеко не всегда складываются в единую систему. Чтение исторических романов, просмотр фильмов, посвящённых важным событиям, позволят ребёнку лучше ориентироваться в основных исторических датах, оценивать роль монархов, полководцев и учёных, о которых школьник слышит на уроках.
38-59 баллов. Романы и мелодрамыПрисущий ученику прагматизм можно уравновесить романтикой, содержащейся в лирических произведениях. Умение понимать чувства других людей, в том числе и представителей противоположного пола, - необходимый навык для общения и нахождения своего места в коллективе. Чтение романов и просмотр мелодрам полезно совмещать с обсуждением поступков героев.
60-80 баллов. Сказки и фантастикаНесмотря на свою серьёзность, данный жанр содержит неисчерпаемый запас креативных идей и нестандартных подходов к решению проблем. Именно эти свойства помогут школьнику приобрести гибкость, образность мышления, которых ему часто не хватает в повседневной жизни при выполнении творческих заданий. Символизм сказок также развивает способность к абстрактному мышлению и обобщению, которые необходимы для усвоения учебного материала.
Тест подготовлен психологом М. Баулиной – Журнал «Здоровье школьника» , 2016, №4.
Всем известно, что литература и кино влияют на развитие детей. Как выбрать из тысячи книг и фильмов те, которые помогут именно вашему ребёнку стать гармоничной личностью?
1.Если ребёнку понравился какой-либо персонаж книги и фильма, он старается…
А) подражать его манерам;
Б) собрать как можно больше информации об актёрах, сыгравших любимую роль, или об авторе книги;
В) поместить на видное место фотографии артистов или цитаты из книги.
2. Для семейного просмотра вы предпочли бы:
А) комедию;
Б) приключенческий фильм;
В) мультфильм.
3. Если во время просмотра фильма ребёнок задаёт вам вопросы, вы обычно…
А) стараетесь ответить как можно быстрее;
Б) просите обсудить их чуть позже;
В) просите не мешать смотреть фильм.
4. Для того, чтобы школьник взял книгу в руки, нужно…
А) чтобы она попалась ему на глаза;
Б) попросить его об этом;
В) станцевать вокруг него с бубном.
5. Любит ли ребёнок читать большие иллюстрированные энциклопедии?
А) нет;
Б) ему нравится не столько читать, сколько рассматривать иллюстрации;
В) да, может читать подолгу.
6. Когда школьник пишет сочинение на уроке, он часть…
А) допускает грамматические ошибки;
Б) не может до конца раскрыть тему;
В) показывает один из лучших результатов в классе.
7. Замечали ли вы, что школьник использует крепкие выражения?
А) нет, он не так воспитан;
Б) нет, но, скорее всего, он употребляет их при общении со сверстниками;
В) к сожалению, да.
8. Легко ли ребёнок запоминает имена героев книг и фильмов?
А) российские – да, иностранные – нет;
Б) нет, они быстро улетучиваются из памяти;
В) да, он хорошо запоминает большинство имён.
9. Часто ли ребёнок цитирует реплики киногероев или персонажей книг?
А) да, у него есть любимые цитаты, которые он часто использует;
Б) нет;
В)да, только непосредственно после просмотра фильма или чтения книги.
10. Боится ли ребёнок темноты?
А) да, очень боится;
Б) страх темноты возникает только в непривычных ситуациях;
В) нет.
11. Много ли школьник знает о Великой Отечественной войне?
А) нет, очень мало;
Б) да, очень много;
В) достаточно много, но его знания обрывочны и разрознены;
12. Если ребёнок прочитал или увидел в фильме страшную или неприятную сцену, он потом…
А) неоднократно вспоминает о ней;
Б) старается не думать о прочитанном или увиденном;
В) быстро забывает.
13. Большинство книг, которые читает школьник, - это произведения…
А) из школьной программы;
Б) которые вы ему рекомендуете;
В) которые ему рекомендуют друзья.
14. Смотрит ли ребёнок сериалы?
А) да, и детские, и взрослые;
Б) нет;
В) да, детские.
15. Ребёнок хочет посмотреть фильм, но вы просите его подождать, хотя бы год, чтобы стать постарше, потому что там слишком…
А) много психологически тяжёлых сцен;
Б) тонкий юмор;
В) запутанный сценарий.
16. Как часто ребёнок смотрит кино?
А) каждый день;
Б) несколько раз в неделю;
В) несколько раз в месяц.
КЛЮЧ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
А 1 1 5 5 1 1 5 3 5 5 1 1 5 1 1 1
Б 3 5 1 3 3 3 1 1 3 3 5 3 3 5 5 5
В 5 3 3 1 5 5 3 5 1 1 3 5 1 3 3 3
16-37 баллов. Исторические саги
К сожалению, знания, полученные в школе, далеко не всегда складываются в единую систему. Чтение исторических романов, просмотр фильмов, посвящённых важным событиям, позволят ребёнку лучше ориентироваться в основных исторических датах, оценивать роль монархов, полководцев и учёных, о которых школьник слышит на уроках.
38-59 баллов. Романы и мелодрамы
Присущий ученику прагматизм можно уравновесить романтикой, содержащейся в лирических произведениях. Умение понимать чувства других людей, в том числе и представителей противоположного пола, - необходимый навык для общения и нахождения своего места в коллективе. Чтение романов и просмотр мелодрам полезно совмещать с обсуждением поступков героев.
60-80 баллов. Сказки и фантастика
Несмотря на свою серьёзность, данный жанр содержит неисчерпаемый запас креативных идей и нестандартных подходов к решению проблем. Именно эти свойства помогут школьнику приобрести гибкость, образность мышления, которых ему часто не хватает в повседневной жизни при выполнении творческих заданий. Символизм сказок также развивает способность к абстрактному мышлению и обобщению, которые необходимы для усвоения учебного материала.
Тест подготовлен психологом М. Баулиной – Журнал «Здоровье школьника» , 2016, №4.
Образовательный журнал со вкусом
121 КБ
119 КБ
1.8 МБ
556 КБ
1009 КБ
443 КБ
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ПУШКИНЕ
Памятки родителям в начальной школе
Неважно, принимаете ли вы решение обучать ребенка самостоятельно, выбрав семейное образование, или отдаете его в школу, лицей или гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. 35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для ребенка, и для родителей.
1. interneturok.ru — это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.
2. stellarium.org — потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.
3. slovo.ws — на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru — «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru — это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com — интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru — крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.
4. study.ru — «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru — это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com — интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru — крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.
8. gramota.ru — огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com — портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.
9. nashol.com — портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.
10. learnenglishkids.britishcouncil.org — любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru — сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru — программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru — онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru — учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru — проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ — фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru — интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru — электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru — мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru — национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru — учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru — универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru — универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru — электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru — онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru — интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.
11. litra.ru — сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru — программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru — онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru — учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru — проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ — фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru — интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru — электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru — мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru — национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru — учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru — универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru — универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru — электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru — онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru — интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.
27. nachalka.info — сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com — журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru — онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru — бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru — онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru — интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru — удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz — сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru — онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.
28. kvantik.com — журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru — онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru — бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru — онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru — интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru — удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz — сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru — онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.
Заповеди Марии Монтессори для родителей
Если Вы
будете хотя бы раз в неделю перечитывать этот список, то взаимоотношения с
детьми могут выйти на совершенно иного качества уровень:
·
Детей учит то, что их окружает.
·
Если ребенка часто критикуют - он
учится осуждать.
·
Если ребенка часто хвалят - он учится
оценивать.
·
Если ребенку демонстрируют
враждебность - он учится драться.
·
Если с ребенком честны - он учится
справедливости.
·
Если ребенка часто высмеивают - он
учится быть робким.
·
Если ребенок живет с чувством
безопасности - он учится верить.
·
Если ребенка часто позорят - он
учится чувствовать себя виноватым.
·
Если ребенка часто одобряют - он
учится хорошо к себе относиться.
·
Если к ребенку часто бывают снисходительны
- он учится быть терпеливым.
·
Если ребенка часто подбадривают - он
приобретает уверенность в себе.
·
Если ребенок живет в атмосфере дружбы
и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.
·
Не говорите плохо о ребенке - ни при
нем, ни без него.
·
Концентрируйтесь на развитии хорошего
в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
·
Будьте активны в подготовке среды.
Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого
развивающего материала и правильные способы работы с ним.
·
Будьте готовы откликнуться на призыв
ребенка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку,
который обращается к вам.
·
Уважайте ребенка, который сделал
ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно строго
останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие,
угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.
·
Уважайте ребенка, отдыхающего или
наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или
собирается сделать.
·
Помогайте тем, кто хочет работать, но
пока не может выбрать себе занятие по душе.
·
Будьте неустанны, разъясняя ребенку
то, чего ранее он понять не мог - помогайте ребенку осваивать не освоенное
ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир
заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь
ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который
уже все нашел.
·
В обращении с ребенком всегда
придерживайтесь лучших манер - предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
Как правильно делать уроки в
первом и втором классе: 8 шагов
Авторская статья
Если ваш ребенок во
втором классе, в эти дни он, возможно, впервые столкнулся с школьными оценками
и домашними заданиями (по закону ни того, ни другого в первом классе быть не
должно). И детям, и родителям очень хочется, чтобы домашняя работа была сделана
хорошо. Но из-за этого часто уроки делаются "на нервах" и портят
отношения в семье. Свой подход к домашней работе излагает психолог Лариса
Суркова. Он опробован на ее детях - студентке Маше и школьниках Глаше и Степе.
Две младшие дочки в школу пока не ходят.
За что я не люблю домашние задания
В первом классе дети,
даже те, кто пришёл из детского сада, проходят адаптацию на протяжении
трёх-четырёх месяцев. Школа — это совсем новое пространство, и ребёнок
затрачивает много сил на приспособление к нему. Если бы речь шла только о том,
чтобы выучить стихотворение! Но родители хотят "выжать" из ребенка
105%, ведь 100% — уже мало!
Начинается бесконечная,
выматывающая тренировка в написании палочек и крючков. Но ведь через несколько
лет школьники будут выполнять большую часть заданий на компьютере, и почерк
автоматически утратит свое значение. Почерк индивидуален — как манера рисовать,
как тембр голоса, как темп ходьбы!
Домашние задания (в том
виде, что существуют сейчас) портят отношения между детьми и родителями. Родители
не замечают надлома в отношениях, а я по роду своей деятельности постоянно
встречаюсь с его последствиями. "Она плохо учится мне назло!" Ну
почему "назло"? Неужели тетрадки с отличными оценками важнее, чем
ребёнок?!
Когда домашнее задание
подразумевает чтение или творческий процесс — это здорово! Но творчество не
значит "задание для родителей" или "поиск в интернете".
Найти ответы в книгах — вот это прекрасное задание!
Подготовка домашнего задания: дети делают уроки сами
Мои дети всегда делают
уроки сами. Я не вмешиваюсь и не позволяю этому испортить наши отношения.
Качество выполнения заданий при этом — отдельный вопрос, но это уже зависит от
мотивации ребенка к учебе.
Расскажу, как мы делаем
домашние задания. Сразу предупреждаю — вам не понравится. У многих возникнет
внутреннее сопротивление и чувство вины.
Моя позиция
сформировалась в школьные годы старшей дочери, благодаря моей маме (учителю со
стажем 35 лет) и гуру психологии, у которых я училась. Основная мысль: если вы
хотите, чтобы ребёнок учился, учиться должен он.
Есть тут одно
"но": в перечне обязанностей "хорошего родителя", который
вам выдали вместе с материнской короной в роддоме, есть пункт "у хорошей
мамы ребёнок должен хорошо учиться". Сотни раз я слышала: "Он сам
сделает домашнее задание, получит за него двойку, а мне стыдно будет".
Вы в курсе, что стыд за
мужа-алкоголика и ребёнка-двоечника — это симптом созависимости? Это ваша беда,
с которой вам надо разбираться. Так вы душите детей — иногда в угоду учителю,
ведь он велел делать домашние задания вместе. А знаете, почему? Потому что
школе выгодно, чтобы дети имели только хорошие оценки. Но такие оценки никак не
свидетельствуют об уровне знаний вашего ребёнка.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно: 8 шагов
Конечно, выбор за вами,
но вот моя схема.
- По закону в первом классе запрещено домашнее задание. Нам повезло: у
всех наших детей было именно так. Первый месяц учёбы — никаких нагрузок
дома. Со второго — начинаем читать. Например, я прошу мне почитать, когда
готовлю. Мы выбираем книгу по вкусу ребёнка, не важно, фэнтези или про
животных. Так у ребёнка возникает привычка делать уроки после
школы.
- Когда появляются домашние задания (у нас это происходит во втором
классе), первую неделю ребёнок делает уроки в одном помещении со
мной. Он привыкает, а я наблюдаю за тем, сколько ему надо времени.
Ведь все дети разные! Безусловно, он может задавать мне вопросы, если
что-то не понимает.
- Со второй, а иногда третьей недели мы включаем будильник и
отводим на один предмет около 20 минут. По нормам СЭС в начальной школе
нельзя тратить на домашнее задание более часа, это попросту вредно для
здоровья.
Слышу ваше возмущение:
"А если не успели, что же — не делать?". Для нашей семьи здоровье
дороже всего, поэтому я не буду заставлять ребенка делать домашнее задание
дольше отведённого на это времени. Если честно, то у нас было всего три таких
случая, и учителя нам ничего не сказали. Наоборот, высказали понимание и
одобрение!
Дело ведь не в строгих и
непоколебимых учителях, а в вашем отношении к ним. У меня всего один раз был
конфликт с учителем из-за моей позиции "здоровье — прежде всего, и ребёнка
нельзя унижать". Все остальные одобряли мое мнение. У меня хорошие
отношения с учителями, они уважают моих детей, а дети отвечают им взаимностью.
- Ребёнок может задать три вопроса по ходу выполнения
заданий. Если детей в этом не ограничить, они будут сидеть надо мной и
требовать ответов и помощи. А это их работа, не моя.
- У нас целый шкаф энциклопедий. В них можно найти ответы на вопросы, не
погрязнув в интернете (время интернета у Стёпы и Глаши ограничено).
- Дети знают, что уроки — их ответственность, и если они
получат плохую оценку, то не скажут: "Мама, это всё из-за тебя".
- Я проверяю факт выполнения уроков, а не правильность.
Например, есть задания по трём предметам — предъяви мне. Могу просто
сказать, если в решении есть ошибка — пусть сами её найдут.
- Я обожаю играть в "дурочку": "Ой, какая интересная
задача! Дай я решу!". И делаю ошибку. Ребёнок находит её и гордится
собой.
Не понравились методы? Я
так и думала. Но они меня устраивают, и у меня есть положительные результаты их
применения. Кстати, по этой схеме организовали выполнение заданий и многие мои
клиенты: ссоры из-за уроков прошли, конфликты сдулись, все счастливы.
Родительское собрание: до и после
В этом мини-портрете
многие из вас узнают себя, даже если вам трудно признаться в этом вслух:
- вернувшись с родительского собрания, вы раздражённо пересказываете
ребёнку всё, что слышали там;
- на родительском собрании вы считаете нормальным обсуждать детей при
всех, называя имена;
- вы молчите, если говорят, что все дети — "ленивые, тупые
идиоты" (реальная история, произошедшая в классе Маши);
- в день рождения желаете ребёнку "получать хорошие оценки, быть
примерным учеником".
Я тоже такой была, пока однажды
не посмотрела на происходящее со стороны. Теперь:
- после собрания я рассказываю только о планах и позитивных новостях,
особенно на ночь!
- я высказываюсь против поимённого обсуждения детей в классе,
разговариваю с учителями о своих детях только в индивидуальном порядке;
- в день рождения желаю детям здоровья и интересных мечтаний.
Из книги "Я просто мама"
Статья предоставлена издательством
АСТ
Как правильно делать уроки в
первом и втором классе: 8 шагов
Авторская статья
|
Если ваш ребенок во
втором классе, в эти дни он, возможно, впервые столкнулся с школьными оценками
и домашними заданиями (по закону ни того, ни другого в первом классе быть не
должно). И детям, и родителям очень хочется, чтобы домашняя работа была сделана
хорошо. Но из-за этого часто уроки делаются "на нервах" и портят
отношения в семье. Свой подход к домашней работе излагает психолог Лариса
Суркова. Он опробован на ее детях - студентке Маше и школьниках Глаше и Степе.
Две младшие дочки в школу пока не ходят.
За что я не люблю домашние задания
В первом классе дети,
даже те, кто пришёл из детского сада, проходят адаптацию на протяжении
трёх-четырёх месяцев. Школа — это совсем новое пространство, и ребёнок
затрачивает много сил на приспособление к нему. Если бы речь шла только о том,
чтобы выучить стихотворение! Но родители хотят "выжать" из ребенка
105%, ведь 100% — уже мало!
Начинается бесконечная,
выматывающая тренировка в написании палочек и крючков. Но ведь через несколько
лет школьники будут выполнять большую часть заданий на компьютере, и почерк
автоматически утратит свое значение. Почерк индивидуален — как манера рисовать,
как тембр голоса, как темп ходьбы!
Домашние задания (в том
виде, что существуют сейчас) портят отношения между детьми и родителями. Родители
не замечают надлома в отношениях, а я по роду своей деятельности постоянно
встречаюсь с его последствиями. "Она плохо учится мне назло!" Ну
почему "назло"? Неужели тетрадки с отличными оценками важнее, чем
ребёнок?!
Когда домашнее задание
подразумевает чтение или творческий процесс — это здорово! Но творчество не
значит "задание для родителей" или "поиск в интернете".
Найти ответы в книгах — вот это прекрасное задание!
Подготовка домашнего задания: дети делают уроки сами
Мои дети всегда делают
уроки сами. Я не вмешиваюсь и не позволяю этому испортить наши отношения.
Качество выполнения заданий при этом — отдельный вопрос, но это уже зависит от
мотивации ребенка к учебе.
Расскажу, как мы делаем
домашние задания. Сразу предупреждаю — вам не понравится. У многих возникнет
внутреннее сопротивление и чувство вины.
Моя позиция
сформировалась в школьные годы старшей дочери, благодаря моей маме (учителю со
стажем 35 лет) и гуру психологии, у которых я училась. Основная мысль: если вы
хотите, чтобы ребёнок учился, учиться должен он.
Есть тут одно
"но": в перечне обязанностей "хорошего родителя", который
вам выдали вместе с материнской короной в роддоме, есть пункт "у хорошей
мамы ребёнок должен хорошо учиться". Сотни раз я слышала: "Он сам
сделает домашнее задание, получит за него двойку, а мне стыдно будет".
Вы в курсе, что стыд за
мужа-алкоголика и ребёнка-двоечника — это симптом созависимости? Это ваша беда,
с которой вам надо разбираться. Так вы душите детей — иногда в угоду учителю,
ведь он велел делать домашние задания вместе. А знаете, почему? Потому что
школе выгодно, чтобы дети имели только хорошие оценки. Но такие оценки никак не
свидетельствуют об уровне знаний вашего ребёнка.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно: 8 шагов
Конечно, выбор за вами,
но вот моя схема.
- По закону в первом классе запрещено домашнее задание. Нам повезло: у
всех наших детей было именно так. Первый месяц учёбы — никаких нагрузок
дома. Со второго — начинаем читать. Например, я прошу мне почитать, когда
готовлю. Мы выбираем книгу по вкусу ребёнка, не важно, фэнтези или про
животных. Так у ребёнка возникает привычка делать уроки после
школы.
- Когда появляются домашние задания (у нас это происходит во втором
классе), первую неделю ребёнок делает уроки в одном помещении со
мной. Он привыкает, а я наблюдаю за тем, сколько ему надо времени.
Ведь все дети разные! Безусловно, он может задавать мне вопросы, если
что-то не понимает.
- Со второй, а иногда третьей недели мы включаем будильник и
отводим на один предмет около 20 минут. По нормам СЭС в начальной школе
нельзя тратить на домашнее задание более часа, это попросту вредно для
здоровья.
Слышу ваше возмущение:
"А если не успели, что же — не делать?". Для нашей семьи здоровье
дороже всего, поэтому я не буду заставлять ребенка делать домашнее задание
дольше отведённого на это времени. Если честно, то у нас было всего три таких
случая, и учителя нам ничего не сказали. Наоборот, высказали понимание и
одобрение!
Дело ведь не в строгих и
непоколебимых учителях, а в вашем отношении к ним. У меня всего один раз был
конфликт с учителем из-за моей позиции "здоровье — прежде всего, и ребёнка
нельзя унижать". Все остальные одобряли мое мнение. У меня хорошие
отношения с учителями, они уважают моих детей, а дети отвечают им взаимностью.
- Ребёнок может задать три вопроса по ходу выполнения заданий. Если детей в этом не ограничить, они будут сидеть надо мной и требовать ответов и помощи. А это их работа, не моя.
- У нас целый шкаф энциклопедий. В них можно найти ответы на вопросы, не погрязнув в интернете (время интернета у Стёпы и Глаши ограничено).
- Дети знают, что уроки — их ответственность, и если они получат плохую оценку, то не скажут: "Мама, это всё из-за тебя".
- Я проверяю факт выполнения уроков, а не правильность. Например, есть задания по трём предметам — предъяви мне. Могу просто сказать, если в решении есть ошибка — пусть сами её найдут.
- Я обожаю играть в "дурочку": "Ой, какая интересная задача! Дай я решу!". И делаю ошибку. Ребёнок находит её и гордится собой.
Не понравились методы? Я
так и думала. Но они меня устраивают, и у меня есть положительные результаты их
применения. Кстати, по этой схеме организовали выполнение заданий и многие мои
клиенты: ссоры из-за уроков прошли, конфликты сдулись, все счастливы.
Родительское собрание: до и после
В этом мини-портрете
многие из вас узнают себя, даже если вам трудно признаться в этом вслух:
- вернувшись с родительского собрания, вы раздражённо пересказываете
ребёнку всё, что слышали там;
- на родительском собрании вы считаете нормальным обсуждать детей при
всех, называя имена;
- вы молчите, если говорят, что все дети — "ленивые, тупые
идиоты" (реальная история, произошедшая в классе Маши);
- в день рождения желаете ребёнку "получать хорошие оценки, быть
примерным учеником".
Я тоже такой была, пока однажды
не посмотрела на происходящее со стороны. Теперь:
- после собрания я рассказываю только о планах и позитивных новостях,
особенно на ночь!
- я высказываюсь против поимённого обсуждения детей в классе,
разговариваю с учителями о своих детях только в индивидуальном порядке;
- в день рождения желаю детям здоровья и интересных мечтаний.
Из книги "Я просто мама"
Статья предоставлена издательством
АСТ
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.