11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского.

 О Ф.М. Достоевском написано огромное количество книг, монографий, исследований, литературно-критических статей известных филологов, историков литературы, литературоведов. Мимо Достоевского в XX веке не прошел никто. Его книги читали по-разному: с благоговейным трепетом и с отвращением, писателя воспринимали как реалиста и как мистика, осмысляли, исследовали, интерпретировали.

Мир после Достоевского воспринимался как мир Достоевского, люди стали персонажами его произведений. Писать после него стало невероятно трудно, зачастую невозможно. Ведь Ф.М. Достоевский не просто «властитель дум», он еще и писатель-пророк.

«По роду своей деятельности принадлежа к художникам-романистам и уступая некоторым из них в том или другом отношении, Достоевский имеет перед ними всеми то главное преимущество, что видит не только вокруг себя, но и впереди себя…» — сказал Владимир Соловьев через год после смерти писателя. Творчество Ф.М. Достоевского много лет вызывало споры и поклонение, недоумение и трепет. Но чем дальше, тем отчетливее прояснялся для читателей масштаб пророчеств гениального писателя.

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Достоевский. 200 лет спустя…», составленную из произведений Ф.М. Достоевского («Читайте Достоевского…») и произведений о Ф.М. Достоевском («Любите Достоевского…»).

Десятки произведений, созданных Ф. М. Достоевским за его долгую творческую жизнь, принесли ему заслуженную всемирную славу. Они знакомы каждому образованному человеку, вошли в золотой фонд русской классической литературы. Многие из них хранят до сих пор не разгаданные загадки, вызывающие споры исследователей и вдумчивых читателей. Они дают возможность каждому из них выяснить много интересного о внутреннем мире персонажей и о самом себе. Сочинения великого писателя и психолога и сейчас экранизируют и ставят на театральной сцене.


Лучшие экранизации 

«Белые ночи» (1959)

«Белые ночи»

Иван Пырьев

Одна из лучших отечественных экранизаций «Белых ночей» Ф.М. Достоевского от легендарного классика советского кино – режиссера Ивана Пырьева. Фильм с первых кадров словно погружает зрителей в иллюзорный, но вполне осязаемый мир Мечтателя. Старый Петербург, воссозданный здесь с помощью декораций, можно считать третьим, четвертым действующим лицом – он реален, он сопровождает персонажей ленты повсюду. Главных героев, Мечтателя в исполнении Олега Стриженова, и Настеньку, которую сыграла Людмила Марченко, многие зрители называют идеальными воплощениями героев повести – в меру фантастическими, романтическими, одухотворенными.

«Идиот»

«Идиот»

Иван Пырьев

«Идиот» - наверное, один из самых часто экранизируемых произведений Ф.М. Достоевского. Так, среди отечественных режиссеров к нему обращались Иван Пырьев с картиной 1958 года, Владимир Бортко с сериалом 2003 года, Роман Качанов с комедией 2001 года и многие другие. Сильная лента Пырьева запомнилась одним из самых точных и ярких в истории экранизаций этого произведения образом князя Мышкина, которого исполнил Юрий Яковлев. Сериал Бортко с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым получился очень близким к тексту романа и очень живым – настолько, что все 9 серий можно посмотреть на одном дыхании. А «Даун Хаус» Качанова с Федором Бондарчуком, Иваном Охлобыстиным, Барбарой Брыльской и другими не менее именитыми актерами – это гротескная пародия на российскую реальность конца XX века.

«Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы»

Иван Пырьев

Среди экранизаций романа «Братья Карамазовы» отметить следует две картины – ленту 1968 года Ивана Пырьева и сериал Юрия Мороза 2009 года. Пырьев не успел завершить свой фильм – свою третью экранизацию Достоевского, - и ленту самостоятельно доделывали актеры Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, исполнившие в фильме главные роли. До сих пор именно эта экранизация романа «Братья Карамазовы», где Достоевскому удалось «расщепить душу человека», считается одной из самых близких к литературному первоисточнику. В сериале же Юрия Морозова можно отметить не только удивительно точно переданную атмосферу «Братьев Карамазовых», но также бережное отношение сценаристов к роману и прекрасно подобранных актеров – тут снялись Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко и другие.

«Преступление и наказание» (1969)

«Преступление и наказание»

Лев Кулиджанов

Фильм Льва Кулиджанова с Иннокентием Смоктуновским и Георгием Тараторкиным длится почти три с половиной часа, но потраченное на просмотр время того стоит. Черно-белая контрастная картинка подчеркивает мрачность Петербурга и драматичность положения Раскольникова, его душевные муки. Детективная интрига увлекает зрителя даже не тем, как движется следствие, а как медленно, с трудом Раскольников приходит к мысли о покаянии. Ведущие актеры картины, Георгий Тараторкин в Роли Раскольникова и Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Петровича, демонстрируют потрясающе мощный, глубокий и в то же время тонкий психологический поединок убийцы и следователя – такой, что, вероятно, оценил бы и сам Федор Михайлович.

«Бесы» (2014)

«Бесы»

Владимир Хотиненко

Одна из самых свежих экранизаций романа – сериал Владимира Хотиненко с Максимом Матвеевым, Сергеем Маковецким и Владимиром Зайцевым вышел в 2014 году, и сразу получил смешанные отзывы зрителей. Ожидания к проекту были высокие, так как Хотиненко в 2010 году выпустил биографический сериал «Достоевский» в 2010 году, и, раз решил вернуться к теме, тут уже без вариантов: если взялся – делай хорошо. Но Хотитенко, однако, достаточно вольно обошелся с оригиналом, многое переделав под себя, а что-то для сюжета и вовсе взяв из произведений не то что Достоевского – других писателей. Тем не менее, сериал получился колоритным и насыщенным, в том числе благодаря актерскому составу.

«Скверный анекдот» (1966)

Акира Куросава

Фильм Александра Алова и Владимира Наумова по одноименной повести Ф.М. Достоевского положил начало брежневской цензуре в кино, когда сомнительные фильмы сразу отправлялись «на полку». Свою гротескную трагикомедию режиссеры сделали в духе телеспектакля, и это оставляет после просмотра особенное впечатление. В «Скверном анекдоте» Достоевского есть что-то от Гоголя – не то что бы сюжет, а, скорее, атмосфера, и ее Алову и Наумову передать удалось прекрасно, обозначив при этом ту огромную пропасть, лежащую между социальными классами в России.

«Белые ночи» (1957)

«Белые ночи»

Лукино Висконти

По итальянской традиции экранизаций знаменитый режиссер Лукино Висконти перенес действие повести Ф.М. Достоевского в XX век, в город Ливорно – целиком и полностью построенный, кстати, в декорациях легендарной студии «Чинечитта», из-за чего он кажется одновременно и нереальным, словно приснившимся, и, благодаря неореалистической манере Висконти, он буквально «ощущается» зрителем. «Le notti bianche» можно назвать той самой «золотой серединой» между произведением автора и интерпретацией режиссера – Висконти сумел сохранить как самобытность текста Ф.М. Достоевского, так и свою, что случается, даже у мэтров кинематографа, не так уж часто. Главные роли в фильме исполнили Марчелло Мастроянни, Мария Шелл и Жан Маре.

«Идиот» (1951)

«Идиот»

Акира Куросава

В отличие от экранизаций романа Достоевского «Идиот» Ивана Пырьева и Владимира Бортко, Акира Куросава не пытается донести до зрителя мысли, которые возникают при первом прочтении произведения, а сразу предлагает разглядеть в истории князя Мышкина (имена тут, конечно, японские) гораздо более глубокие мотивы и смыслы. Некоторые исследователи Достоевского склонны считать, что среди всех зарубежных режиссеров именно Куросава смог снять ключевые сцены экранизации так, что в воображении они перекликаются с тем, как сам читатель представляет и понимает их при чтении – и это несмотря на то, что действие ленты происходит в Японии XX века.

«Преступление и наказание» (1983)

«Преступление и наказание»

Аки Каурисмяки

Строго говоря, фильм финского режиссера Аки Каурисмяки вдохновлен произведением Ф.М. Достоевского – это не экранизация, а стопроцентная актуализация классического романа, не просто перенесение его действия в Финляндию XX века, но и насыщение его духом постмодернизма со всеми вытекающими последствиями. Изучая своего Раскольникова – Раккихайнена, – который живет в мире, пережившем две мировые войны, Каурисмяки приходит к выводу, что в современном обществе «тварей дрожащих», утомленных неизвестностью и неуверенностью в будущем, нет общих моральных принципов, и у замкнутых «Раскольниковых 2.0» особое наказание – пустая, бессмысленная жизнь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.